Бизнес и финансы в Российской Федерации > Исследование рыночного спроса

Исследование рыночного спроса

Исследование рыночного спроса сопряжено с определенным уровнем затрат фирмы но его стимулированию. Эти затраты называются «маркетинговыми усилиями». Рыночный спрос, соответствующий намеченным маркетинговым усилиям, называется прогнозом рынка. Или, иными словами, прогноз рынка предполагает приобретение покупателями определенного объема товаров в результате некоторого количества финансовых затрат на маркетинговое обслуживание. Если емкость рынка есть предельное значение спроса при максимальных затратах на маркетинг, то прогноз рынка представляет собой ожидаемый результат рыночного спроса при заданных затратах на маркетинг.

Спрос на товары фирмы представляет часть общего рыночного спроса. Его можно представить в виде: Qj — S| • Q, где Qj — спрос на товары i-той компании; Sj — рыночная доля i-той компании, Q — общий рыночный спрос. При оценке Sj исходят, как правило, из того, что доля товаров фирмы в общем объеме продажи товаров пропорциональна маркетинговым усилиям. Предполагаемый объем продажи товаров данной фирмы, основанный на планируемых маркетинговых усилиях, называется прогнозом продаж фирмы.

3. Изучение конъюнктуры рынка, ее прогнозирование и использование ее результатов в практической деятельности оборачивается для фирмы дополнительной прибылью. Это позволяет ей продавать или покупать товары по наиболее благоприятным ценам, рационально маневрировать собственными ресурсами, расширять или сокращать выпуск товаров, что позволяет фирме оптимизировать свою производственную деятельность. Хотя точность прогноза относительно невелика, тем не менее он является базой отсчета для практических мероприятий фирмы. Один из девизов маркетинга гласит, что «никакая ошибка не является свидетельством бесцельности исследования конъюнктуры ». В качестве объекта изучения выбирается: - динамика производства интересующего товара; - загрузка производственных мощностей в отрасли и фирме; - движение портфеля заказов; - изменение товарных запасов; - соотношение экспорных и импортных позиций по товару; - оптовые цены.

Полученная информация служит основой для составления прогноза. Существуют качественные и количественные методы прогнозирования. К первым относятся экспертные оценки специалистов, ко вторым, — определение будущей конъюнктуры с помощью экономико-математических моделей на основе динамических рядов.

4. Оценка стратегии основных конкурентов фирмы или обратный процесс — изучение конкурентоспособности собствашых товаров фирмы, опирается на основные положения маркетинговой стратегии и включает следующие элементы: изделие, ассортимент, упаковка, сервис, цена, скидки, торговые условия, маркетинговые усилия, послепродажные услуги, политика сбыта, стимулирование сбыта, рекламно-информационная деятельность, «мерчендайзинг» (оформление и предложение товаров, способствующих сбыту). Собранная информация о компаниях-конкурентах считается достаточной, если на ее основе удалось найти «ключевые факторы успеха» и слабые стороны каждого из них. Данная информация являтся основой для выработки собственных «ключевых факторов успеха», т. е. рыночных слагаемых, которые могут дать фирме определенные преимущества перед конкурентами. Их необходимо формализовать.

Некоторые моменты, характеризующие конкурентоспособность товара: - фактическая цена потребления. Нужно иметь в виду, что затраты покупателя не ограничиваются только рыночной ценой товара, его эксплуатация также связана с определенными издержками. Сумма рыночной цены товара и цены эксплуатации за весь срок его службы называется фактической ценой потребления. Большей конкурентоспособностью обладает не самый дешевый на рынке тозар, а тот, который имеет минимальную цену потребления.

- фактическое качество потребления. Дело в том, что для конкурентоспособности товара важным является не качество вообще, не весь ассортимент потребительских свойств товара, а только те, которые непосредственно влияют на условия эксплуатации этого качества. Конкурентоспособность товара определяется лишь теми свойствами, которые представляют интерес для покупателей сегодняшнего дня. Продвижение товаров «завтрашнего дня», если на него нет текущего спроса, может создавать для фирмы большие сложности. Создавая «товары будущего» фирма должна активно формировать и «покупателя будущего». - в ряде сфер конкурентоспособность товаров определяется их соответствием моде.

Бизнес и финансы
Home