Бизнес и финансы в Российской Федерации > Фирма в рыночной экономике

Фирма в рыночной экономике

Ни одна фирма в условиях рыночной экономики не может заставить потребителя приобрести ее товар. Однако фирма может реализовать свой товар, если маркетолог выявит наиболее вероятных его покупателей, если он уяснит, как потребители воспринимают его товар и товар конкурентов, на какие результаты расчитывает потребитель, покупая его товар. Для реализации собственных товаров маркетологу необходимо изучить мотивацию потребителя, его биогенные и социогенные запросы. Он должен понимать, что влияет на поведение потребителей.

Маркетинговыми посредниками называются компании, которые обеспечивают продвижение товаров и услуг от фирмы на рынок. К ним относятся компании, связанные с оптовой и розничной торговлей, торговые агентства и брокеры, транспортные компании, складские помещения, рекламные и страховые агентства, таможенные органы. Подавляющую часть этих операций может осуществлять как сама фирма, так и привлекая другие компании.

Поставщиками фирмы называются компании, которые снабжают ее производственными ресурсами: сырьем, оборудованием, электроэнергией, услугами и т. д.

Ведущая роль во внешней сфере маркетинга принадлежит конкурентам фирмы. Они, как и фирма, в состоянии оказывать влияние как на все элементы внешней среды: на поставщиков и потребителей, на маркетинговых посредников и рынки, так и на внутреннюю деятельность фирмы: ассортимент товаров, дизайн, цену и т. д.

В условиях рыночной экономики каждая фирма находится в состоянии конкурентной борьбы, т. е. соперничества с другими фирмами, преследующими аналогичные цели. В области маркетинговой деятельности можно выделить три вида конкуренции:

- Функциональная конкуренция возникает уже при наличии ряда других товаров, поставляемых на рынок, которые в состоянии привлечь внимание покупателей. Любой товар, купленный вместо вашего товара, независимо от того, аналогичен он вашему или нет, является функциональным конкурентом. Функциональная конкуренция - конкуренция «за доллар потребителя». - Видовая конкуренция относится к товарам, удовлетворяющим одни и те же потребности, но различающимися между собой какими-то существенно важными параметрами или внешним видом. Примером подобного вида конкуренции является производство автомобилей, мотоциклов, радиоаппаратуры, мебели и т. д.

Предметная конкуренция относится к производству идентичных товаров, различающихся между собой лишь качеством изготовления или даже одинаковых по качеству. Иногда эту конкуренцию называют межфирменной (бензин, сигареты и т. д.).

В своей маркетинговой деятельности фирма должна учитывать экономическую конъюнктуру, т. е. сложившуюся на рынке ситуацию, которая характеризуется соотношением спроса и предложения на интересующую фирму продукцию, уровнем ее цен, товарными запасами и портфелем заказов, позицией импортной продукции. Кроме того, фирма должна учитывать общие темпы развития экономики, уровень безработицы и инфляции, цены на сырье и энергоносители, ожидаемые изменения в области кредитно-денежной, налоговой и валютной политики страны.

Бизнес и финансы
Home