Старый маркетинг

После 60-х годов маркетинг переориентируется на привлечение потребителей и налаживание с ними долговременных производственных связей. Создание и оформление продукции теперь осуществляется не для абстрактного потребителя вообще, а на заранее планируемый рыночный сегмент. В новых условиях продажа, хотя и остается решающим моментом в маркетинге, становится лишь одним из них. Важное значение приобретают такие звенья как кредитование покупателей и скидки, послепродажное техническое обслуживание и поставка запасных частей.

Большое значение для потребителя имеет художественное конструирование — дизайн. Некрасивые вещи продаются, как известно, плохо, если имеется равноценный продукт с хорошим оформлением. В первой половине нашего столетия только художники заботились о внешнем виде создаваемых товаров. В настоящее время дизайн, по инициативе предпринимателей, стал прочной составной частью маркетинга. Он является средством выделить собственную продукцию среди других технически равных изделий, служит фактором, позволяющим дифференцировать свою продукцию.

Сохранять свой круг покупателей и приобретать новых превращается в главную потребность маркетинговой деятельности. Это является предпосылкой для длительного процветания фирмы. Маркетинг занимает ключевое положение в рыночной стратегии современной фирмы. Изучение рынка, работа с поставщиками, рационализация собственной производственной деятельности, создание и оформление собственной продукции, продажа и послепродажное обслуживание — вот круг его задач.

Маркетинговой деятельностью фирмы руководит непосредственно один из ее вице-президентов, в его подчинении находится целый штат маркетологов.

Практика маркетинговой деятельности в современном мировом хозяйстве имеет множество оттенков. Наряду с общим маркетингом существует ряд его подвидов: маркетинг услуг, торговый и социальный маркетинг, международный маркетинг. Для решения стратегических задач управления будущими потребностями и спросом предназначен стратегический маркетинг. Все эти виды, обладая общими чертами, имеют присущую только им специфику.