Принципы организации управления фирмой

Важной задачей производственного менеджмента является создание такого организационного климата, который побуждал бы каждого работника вносить максимальный вклад в достижение целей фирмы. Это достигается с помощью создания благоприятной структуры фирмы и координации всех видов производственной деятельности внутри ее.

Первоначальным звеном такой организации является структурное подразделение фирмы. Существует два подхода к их вычленению: продуктивный и территориальный. Если продукт фирмы имеет многопрофильный характер, если его производство требует разных технологий, а товары продаются на различных рынках, то структурное построение фирмы целесообразно иметь по продуктивному принципу.

Территориальная структура организации фирмы целесообразна, когда рынок фирмы включает в себя несколько регионов. При этом в каждом из них фирма выполняет комплекс вопросов, связанных с предложением и спросом. Географическая структура построения фирмы может, в ряде случаев, оказаться единственным способом расширения рынка сбыта.

Вместе с тем, создание подразделений может происходить и по двум принципам одновременно. Например, организация производства строится по продукции фирмы, а маркетинг — по регионам. Каждое из подразделений фирмы несет в себе признак функциональной организации. Их деятельность ориентирована на получение прибыли. Общими у подразделений могут быть лишь некоторые централизованные функции.

По мере роста размеров фирмы ее руководитель должен передать часть своих функций другим работникам. Одновременно он делегирует часть своих полномочий, т. е. узаконенного права принимать решения и отдавать распоряжения от имени фирмы. Систематическое делегирование полномочий всем подразделениям фирмы называется децентрализацией. Вместе с тем при децентрализованной структуре любое подразделение не может иметь абсолютной автономии. Центральный аппарат управления, как минимум, должен:

- утверждать задачи каждого подразделения в соответствии с общими целями фирмы;

- утверждать организационую структуру фирмы и кандидатов на «ключевые» посты;

- контролировать наличные денежные средства, патенты и финансы.

Степень децентрализации пропорциональна уровню функциональной взаимосвязи подразделений фирмы. Децентрализованная система позволяет развязать «инициативу снизу», в то же время эффективность работы структурных звеньев во многом связана с компетенцией ее руководителей. Централизованная система руководства способствует экономии от увеличения масштабов производственной деятельности. Вместе с тем эта система требует высокого уровня координации и контроля.