Методы регулирования платежного баланса
Методика составления платежных балансов государств — членов МВФ унифицирована. Она осуществляется на основе принятого ООН Руководства по платежному балансу (Balance of Payments Manual). Все статьи платежного баланса делятся на основные и балансирующие. Соотношение этих статей таково, что в сумме эти агрегаты должны компенсировать друг друга и итоговый платежный баланс всегда равен нулю. В этой связи о состоянии платежного баланса можно судить, исходя из сальдо основных статей. Если оно положительное, то платежный баланс имеет актив, если отрицательное — дефицит.
К основным статьям платежного баланса относятся устойчивые сделки, невосприимчивые к колебаниям экономической конъюнктуры. В первые годы Бреттонвудской валютной системы к основным статьям относили статьи «базисного баланса» (а+в+с), а в 60-х годах ими стали статьи «баланса официальных расчетов» (а+в+c+d). В условиях плавающих валютных курсов для характеристики внешнеэкономического положения страны используют «баланс текущих статей» (а+в). Остальные статьи имеют справочный характер. Страна, имеющая дефицит платежного баланса, может с ним справиться тремя путями:
а) путем снижения чистого объема ликвидности в резервах иностранной валюты;
б) посредством воздействия с помощью экономических инструментов на отдельные статьи платежного баланса;
в) принять меры, устраняющие причины дефицита. Среди этих вариантов наиболее широко применяется второй метод — вмешательство государства, направленное на понижение дефицита базисных статей. Существует несколько методов регулирования статей платежного баланса. Первый из них можно назвать административным. Он заключается в регулировании национального таможенно-тарифного законодательства. В качестве инструментов используются манипулирование с таможенными ставками и величиной тарифных квот, введение или отмена количественных ограничений, различного рода протекционистские меры. С их помощью регулируется ввоз или вывоз товаров.
Таможенные пошлины представляют собой налоги на товары, ввозимые (импортируемые) в данную страну или вывозимые (экспортируемые) из нее. Кроме того, в ряде стран существуют транзитные пошлины на право провоза товаров через территорию данного государства.