Инструменты финансового менеджмента

Финансовый менеджер пользуется как собственным, так и заемным капиталом. Прежде всего расширение финансовой деятельности фирмы происходит за счет реинвестиций, т. е. капитализации части прибыли компании. Однако такая возможность ограничена абсолютными рамерами прибыли фирмы. Другим источником финансовых ресурсов компании являются банковские займы. Ссуда банка является дополнительным рычагом, способным поправить дела фирмы в короткий срок. Однако этот инструмент имеет свои пределы. Прежде всего объем банковского кредита определяется не фирмой, а банком, который руководствуется исходя из потенциальных возможностей фирмы возвратить займ на условиях кредитора. Это затрудняет финансовые маневры компании. Стоимость банковского ресурса для фирмы определяется банковской процентной ставкой по кредитам.

Привлечение денежных ресурсов может быть осуществлено посредством эмиссии облигаций корпораций, которые размещаются среди инвесторов. Последние становятся кредиторами эмитента. Как и банковская ссуда, облигации корпорации должны быть через определенное время погашены, Однако, если банковские займы представляют как правило краткосрочный кредит, то эмиссия облигаций представляет долгосрочный Кредит широких слоев населения. Объем эмиссии облигаций ограничено возможностями корпорации предложить конкурентоспособную ставку процента.

И наконец, еще одним инструментом, находящимся в распоряжении финансового менеджера, является эмиссий акций. При этом фирма передает новому владельцу акций часть собственности корпорации и часть права на дивиденд. Покупка акций представляет собой неограниченный кредит фирме со стороны широкой общественности. Объем тиража акций для компании, ограничен соотношением спроса и предложения на них.

Финансовый анализ и планирование финансовых операций занимают важное место в разработке общей стратегии бизнеса, ибо с их помощью вырабатывается стратегический долгосрочный курс поведения компании. Финансовый анализ начинается со всестороннего изучения намерений фирмы, таких, как расширение производства, перемещение оборудования, изменения действующего статуса и других мероприятий, требующих движения наличных денег. В схематичном виде его можно представить себе как процесс формирования связей между поставщиками и получателями финансовых средств через рынок. Следовательно, у него имеется возможность маневрировать в различных экономический ситуациях. Рассмотрим систему принятия решений по краткосрочному финансированию. Ее можно изложить в виде сводной таблицы.

Финансовый анализ и планирование финансовых операций требуют от финансового менеджера определения масштабов, качественного состава, сроков движения финансовых ресурсов от поставщиков к получателям через финансовые рынки и финансовые институты, причем каждое движение финансовых ресурсов обязательно должно сопровождаться гарантией в обратном направлении. В форме гарантий выступают коммерческие бумаги, сертификаты и депозиты, выпущенные правительством, финансовым институтом или отдельной корпорацией.

Кроме этого финансовый анализ включает в себя следующие звенья: - оценку финансовых нужд для проведения стратегических целей фирмы; - распределение потоков наличности в зависимости от планов производства. Определение дополнительного объема привлекаемых финансовых ресурсов и определение каналов их получения (банковский кредит, выпуск новых акций и т. д.):

- перевод финансовых данных в форму, которая может наглядно отражать финансовые возможности предприятия. Эта отчетность позволит контролировать релевантность путем сравнения фактических и плановых показателей.