Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент имеет дело с финансами фирмы, т. е. с ее собственным и заемным капиталом (нераспределенная прибыль, амортизационные фонды, банковские кредиты, эмиссия ценных бумаг), вовлечение в ее производственную деятельность. Он представляет специфическую область производственных отношений сферы микроэкономики. Финансовый менеджмент связан с совокупностью решений, принимаемых в связи с формированием и поддержанием оптимальной структуры финансовых средств фирмы в условиях управляемого рынка, проводимых с целью максимизации благополучия держателей акций или доходов собственников. Вместе с тем финансовый менеджмент является теоретической дисциплиной, которая тесно увязана с рядом других экономических дисциплин, использующихся при обучении бизнесу. Схематически эти связи можно представить следующим образом:

Только в тесной связи с другими экономическими дисциплинами, имея сведения о месте финансового менеджмента в общей структуре бизнеса, можно достичь оптимальных результатов. Финансовый менеджмент включает в себя следующие разделы: /. Финансовый анализ и система принятия решений. 2. Планирование использования краткосрочных финансовых ресурсов:

— необеспеченное краткосрочное финансирование ( коммерческий кредит); — обеспеченное краткосрочное финансирование; — финансирование краткосрочной аренды. 3. Планирование использования долгосрочных финансовых ресурсов: — бюджетирование капитала; — долгосрочный кредит и лизинг; — выпуск обычных и привилегированных акций; — оценка стоимости денег с учетом доходов будущего периода. ' 4. Анализ возможного риска. 5. Установка и выполнение решения. 6. Контроль за выполнением решения. 7. Отчет о выполнении и разбор хода реализации решения.

Задачей финансового менеджмента является достижение максимально возможного дивиденда по обыкновенной акции при сохранении устойчивого уровня безопасности доходов фирмы, т. е. нахождение определенного оптимального режима.

Финансовый менеджмент имеет дело, с одной стороны, с общим доходом предприятия, доходом на акцию (дивидендом) и с ценой акции, а с другой стороны, с риском потерь в результате того, что фактическая конъюнктура рынка оказалась иной, чем ожидалось. Исходя из цели максимизации прибыли, компания должна предпринимать только такие действия, в результате которых можно ожидать получение ею всех видов прибыли. Поэтому при наличии альтернативы необходимо принимать те решения, которые ведут либо к увеличению курса акций, либо к повышению выплачиваемого дивиденда. Однако, на практике такие действия зачастую связаны с риском утраты части капитала, потерей ее владельцами будущих доходов, обесценивание делового имиджа и даже крах фирмы. Кроме того, существует ряд факторов, на которые фирма не может .влиять, но они, в свою очередь, снижают прибыль фирмы. К ним относятся технико-технологические, ресурсные, финансовые, экологические и политические ограничения.